Современные проблемы реконструкции малых городов в структуре крупнейших агломераций
В современных условиях отечественное градостроительство постепенно начинает переходить на качественно новую ступень урбанистического подхода к вопросам управления развитием городских поселений.
Проблемы реконструкции сложившихся городов, в том числе и малых, начинают рассматриваться в контексте создания новой модели их устойчивого развития, нашедшей отражение в декларации Международной академии архитектуры на Всемирной конференции «Хабитат 11», прошедшей в 1996 г. в Стамбуле под эгидой Генеральной Ассамблеи ООП.
Формирование так называемых «эко-полисов» как поселений с устойчивым развитием направлено на создание оптимальных условий развития и самореализации не только нынешнего, но и всех последующих поколений людей и определяется тремя группами взаимосвязанных факторов:
— экологических, непосредственно влияющих на человека в биологическом отношении;
— социально-экономических, определяющих материальные ресурсы и условия существования и развития общества;
— культурных, оказывающих определенное воздействие на развитие сознания.
Руководствуясь вышеизложенным, украинские ученые сформулировали основные направления устойчивого развития городов в нашей стране.
На передний план при этом выступает стабилизация социально-экономического положения в Украине с постепенным достижением основных показателей на уровне развитых стран мира и, как следствие, переоценка приоритетов и определение новых направлений дальнейших глобальных преобразований режима развития городских поселений в целях формирования устойчивой системы расселения на территории страны.
Под городом с устойчивым развитием, в таких условиях, понимается поселение, в котором социальное, экономическое, физическое развитие гарантируется на длительный период наличием всего спектра ресурсов, в том числе экологических, а также экологической безопасностью функционирования населенного пункта.
Научные поиски украинских урбанистов получили мощную государственную поддержку в свете Указа Президента от 13 мая 1987 г. №422 «О приоритетных задачах в сфере градостроительства» и постановления Кабинета Министров Украины от 18 сентября 1997 г. №1044 «О разработке проекта Генеральной схемы планировки территории Украины».
Основной целью выполнения проекта Генеральной схемы стало определение государственных приоритетов развития систем расселения, их производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктуры в целях создания планировочной основы для рационального использования территории Украины, формирования полноценной жилой среды, охраны окружающей природы, здоровья человека, а также памятников истории и культуры.
Указом Президента Украины от 25 мая 2001 г. утверждена Концепция государственной региональной политики Украины. Одна из основных задач программы реализации Концепции состоит в определении типов и режимов развития населенных мест, выделении инвестиционно привлекательных территорий, разработке и утверждении специальных правил их застройки.
В свете обеспечения условий для устойчивого развития населенных мест с учетом административно-территориального деления Украины, Генеральной схемой на базе Харькова предполагается формирование одной из восьми межобластных систем расселения. Сам Харьков отнесен к 1-му типу поселений — крупнейших и многофункциональных городов, в которых предполагается жесткое регулирование развития и первоочередное качественное совершенствование экономической базы и структуры землепользования, деконцентрация производства, экологическая реабилитация территорий, а также наращивание научно-информационной сферы и социально-культурного потенциала.
Идеи и принципы устойчивого развития городских поселений весьма актуальны для Харькова и Харьковской области — территории с огромным историческим опытом градостроительной деятельности и богатым историко-культурным наследием.
Геополитическое положение, природные условия территории современной Харьковщины способствовали процессам экономического развития, концентрации населения и строительства городских поселений.
Как известно, уже к началу 1980-х гг. на территории Харьковской области сформировалась одна из крупнейших украинских моноцентрических городских агломераций, включившая в свои границы 9 административных районов: Харьковский, Дергачевский, Волчанский, Чугуевский, Змиевской, Нововодолажский, Валковский, Богодуховский и Золочевский, насчитывающая 802,3 тыс. чел. или 90% всего населения области.
Научные исследования этого периода позволили определить ее структурные элементы: город-центр, урбанизированное ядро, условная граница которого прошла по линии, соединяющей поселения: Циркуны, Рогань, Мерефу, Буды, Олыпаны и Дергачи, а также внешнюю зону в радиусе 40-60 км от границы Харькова.
Опорную сеть расселения на территории Харьковской агломерации составили, в основном, исторические поселения, возникновение которых восходит к середине XVII столетия, когда на базе старых городищ возник ряд маленьких крепостей, основанных выходцами из Заднепровской Украины и московской военной стражи для защиты отечества от набегов кочевых племен.
Анализ проектных и научных разработок советского периода позволил выявить во всех предложениях по регулированию развития Харькова и его агломерации приоритетное значение малых городов — районных центров с численностью населения от 10 до 30 тыс. чел.: Богодухова, Валок, Волчанска, Дергачей, Змиева, Золочева, Новой Водолаги и Чугуева в качестве элементов развития.
Поселения урбанизированного ядра, такие как Дергачи, испытывая максимальное влияние города-центра, постепенно сливались с ним, утрачивая при этом всякую социально-экономическую и планировочную самостоятельность. Законодательно закрепленные административные границы населенного пункта, «высекая» поселение из прилегающей территории с уровнем градостроительного освоения, приближающимся к городскому, приобретали формальный характер.
Районные центры, размещаемые во внешней зоне агломерации, начали проявлять системные свойства, формируя в радиусе 7-15 км небольшие урбанизированные зоны, повторяя в миниатюре путь зарождения и становления агломерационных процессов.
Таким образом, к началу 1990-х гг. Харьковская городская агломерация представляла собой динамично развивающееся и достаточно устойчивое урбанизированное образование с постоянно усиливающимися системными свойствами и одному ему присущими региональными особенностями.
В этот же период было разработано последнее поколение генеральных планов населенных мест в структуре Харьковской агломерации.
На сегодняшний день малые города Украины все еще находятся в поисках выхода из кризиса, возникшего в результате крушения административно-командной системы управления народным хозяйством бывшего Советского Союза.
Современная градостроительная ситуация в стране характеризуется, с одной стороны, разрушением плановой экономики, как основы для принятия долгосрочных решений в области социально-экономического и планировочного развития городов, а с другой — изменением самой сути земельных отношений в условиях рынка.
Таким образом, проблемная ситуация в сфере устойчивого формирования малых городских поселений в структуре крупнейших агломераций может быть представлена в двух аспектах. Это:
— отсутствие научной методологии градостроительного менеджмента и мониторинга;
— отсутствие современных кадров урбанистов, призванных реализовывать вышеуказанную методологию на практике.
При разработке методологии градостроительного менеджмента и мониторинга формирования системы устойчивого развития малых городов в структуре крупнейших агломераций представляется целесообразным учесть следующие позиции:
— роль поселения в структуре агломерации;
— его «генетический код» как скрытии резерв развития;
— ресурсы.
Особая роль в создании многофакторных моделей развития городских населенных мест принадлежит урбаносоциологии как своеобразному инструменту в сфере научного прогнозирования.
Что касается кадров профессиональных урбанистов, то, очевидно, настало время для подготовки специалистов, соединяющих в себе знания градостроителей- проектировщиков, ученых-прогнозистов и чиновников-управленцев.
Ознакомление будущих архитекторов с основами урбанистики происходит пока только в Харьковском государственном техническом университете строительства и архитектуры. В это же время современные проблемы и управлении развитием городов и других населенных пунктов требуют междисциплинарного подхода к их решению.
Наступает время, когда без участия юристов будет сложно решать не только широкомасштабные градостроительные задачи, но и частные, касающиеся одного горожанина или жителя сельской местности.
Известно, что любые проектные действия базируются на пакете разрешающих документов, определенных законами. А здесь зачастую встречаются несогласованность и даже противоречия юридического характера. И, самое главное, сегодня уже не представляется возможным развитие экономики и составление бюджетов всех уровней без градостроительного и урбанистического прогноза, а значит, без разработанной, согласованной и утвержденной градостроительной документации. Работа по обеспечению городских поселений урбанистической документации нового поколения требует значительных финансовых вложений, которые па данном этапе государственный бюджет не всегда может обеспечить. Поэтому на различных уровнях управления должен быть найден современный механизм привлечения денежных средств для разработки проектов районной планировки и генеральных планов всех населенных пунктов без исключения за счет местных ресурсов.
Источник: proxima.com.ua